Гармония художественно-эстетическая


Гармония художественно-эстетическая
(греч. harmonia - связь, созвучие, соразмерность, согласованность)
   особое системное качество произведения искусства, проявляющееся в высокой степени соразмерности и согласованности всех его формальных и содержательных компонентов.
   В античной культуре понятие гармонии использовалось Пифагором и его учениками применительно к мирозданию в целом. Аристотель определял гармонию как такое соотношение движущихся величин, такую степень прилаженное™ их друг к другу, когда они больше уже не могут принять в себя ничего однородного. Это означало, что гармоничное целое предполагает определенную меру присутствия в нем тех или иных компонентов и нарушение этой меры в сторону как прибавления, так и убывания чревато угрозой для состояния гармонии.
   Античная мысль сформулировала общие представления о гармонии как целевой причине высшего порядка, придающей человеческим устремлениям особую одухотворенность. В греческой культуре сложились идеи абсолютной и относительной гармонии, впоследствии воспринятые христианской культурой. Данное разграничение позволило различать моменты статики и динамики в гармонии и обозначать с одной стороны - наивысший, абсолютный идеал (его воплощением могли выступать и боги Олимпа, и абсолютная сверхличность христианского Бога), а с другой - доступную человеку степень гармонии, относительную, неполную, но зато вполне достижимую, предрасполагающую к дальнейшему нравственному совершенствованию отношений, всегда сохраняющую в глазах человека благородную перспективу, а с ней и высокий смысл.
   В новое время Г. В. Лейбниц употребил его для характеристики христианской картины мира, полагая, что этим своим качеством мир обязан Богу-творцу.
   Искусство является особой творческой областью, специально культивирующей гармонию. Одно из его предназначений состоит в том, чтобы напоминать людям, что реальность не исчерпывается проявлениями пугающего хаоса и размеренного, но зачастую бездушного порядка. В сфере искусства рождается характерный эффект эстетического восприятия, когда зритель, слушатель, читатель проникаются глубокой убежденностью в том, что в данном произведении невозможно ничего «ни прибавить, ни убавить». Пропорциональность, композиционная стройность целого, соразмерность его частей порождают высокие оценки эстетического сознания и готовность возвести подобное художественное произведение в статус шедевра.
   ◘ Лит. Гармонический человек: Из истории идеи о гармонически развитой личности. - М.: Искусство, 1965; Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики от Сократа до Гегеля. - М., 1990.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Гармония художественно-эстетическая" в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …   Энциклопедия культурологии

  • БЕЛЫЙ —         Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880 1934) поэт и прозаик, лит. критик, теоретик рус. символизма, религ. философ. В 1903 окончил естеств. отделение физико мат. ф та Моск. ун та, с 1904 посещал лекции на филол. ф те (до 1906). На… …   Энциклопедия культурологии

  • СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …   Энциклопедия культурологии

  • Средневековая эстетика — (как парадигма) Имплицитная эстетика всех средневековых регионов, включая эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле эстетика Западной Европы V XIV вв. С. э. сосредоточила в себе многие традиции …   Энциклопедия культурологии

  • Сонорика — (от фр. sonorite звучность) Музыка звучностей, необычного нетрадиционного звука. С. свойство определенного рода музыки XX в., где умаляется роль кантиленной мелодии и гармонии (в традиционном смысле аккордовых последований; также полифонии)… …   Энциклопедия культурологии

  • Абсолютная музыка — Одно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свободные от прикладных функций и не связанные с программностью. Своим происхождением понятие А. м. обязано немецкой философии, в… …   Энциклопедия культурологии

  • Красота — Одна из традиционных категорий эстетики, входящая в семантическое поле категории «прекрасное». С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи.… …   Энциклопедия культурологии

  • Эстетическое сознание — Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта (см.: Эстетическое). Она означает совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс… …   Энциклопедия культурологии